Совет Европы рискует остаться без основного плательщика

696

01.02.2015 г.

Такое происходит не впервые. В апреле прошлого года после обострения ситуации на юго-востоке Украины и вхождения Крыма в состав России ПАСЕ применила такие же санкции. Теперь их просто продлили еще на год. Обещают снять, если Россия выполнит ряд заведомо невыполнимых требований, например, отменит присоединение Крыма или отпустит украинскую летчицу Савченко, которая подозревается в причастности к убийству российских журналистов на Донбассе.

Понятно, что этого не будет. Зато вполне реальна перспектива выхода России из ПАСЕ или, например, из Совета Европы, где мы — основные плательщики. Ежегодный взнос России в эту организацию — более 30 миллионов евро — это 10% всего бюджета Совета Европы. Так стоит ли оплачивать содержание высокомерных еврочиновников и парламентариев, которые даже не хотят слушать мнение России?

В прошлом году на встрече с дипломатами Владимир Путин сказал: "Если нам отводится роль сторонних наблюдателей, у которых нет решающего слова, то тогда эти форматы не очень-то для нас интересны. Мы не должны платить нашими интересами за то, что нам разрешают сидеть рядом". Пожалуй, стоит задуматься.

Перед началом зимней сессии ПАСЕ ассамблея уже была расколота. Часть парламентариев была — за всеобщий диалог, часть требовала санкций. В их числе, как всегда, Великобритания, Польша, страны Балтии, Грузия, Молдавия, Румыния и, конечно, сама Украина, которая вела себя крайне активно, начиная от нападения на Зюганова, чем потом гордо кичилась в Facebook, и заканчивая попытками сорвать выступления российских парламентариев.

Спустя десять минут после открытия сессии британский консерватор Боб Уолтер потребовал вернуть апрельские санкции в отношении нашей делегации. Вопрос вынесли на рассмотрение мониторинговой комиссии. Ее глава австриец Стефан шеннак, который в прошлом году был одним из инициаторов лишения России голоса, в этот раз категорически настаивал на диалоге. Его резолюция призывала Ассамблею отклонить предложение Уолтера. Такого же мнения 90 процентов в зале, уверенно заявлял Шеннак. Но в последний момент часть парламентариев переметнулась на другую сторону и приняла поправку, которая в корне изменила суть его доклада.

"Невиданный случай, когда комиссия голосует против председателя. Ассамблея расколота на двое", — сказал Леонид Слуцкий, председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

За пару часов до итогового голосования борьба за каждый голос продолжалась. Российская делегация провела в обеденный перерыв круглый стол на тему восстановления доверия в Европе, украинская назначила на тот же час встречу с адвокатом надежды Савченко, которую обвиняют в соучастии в убийстве наших журналистов под Луганском. Через три месяца после трагического события ее заочно сделали депутатом Верховной Рады, а потом включили в состав украинской делегации в ПАСЕ, где ей постфактум предоставили иммунитет.

Те, кто раздавали в кулуарах майки и проспекты с призывом освободить Савченко, позже с трибуны Ассамблеи обвиняли Россию в распространении агитлистовок. Сочувствующие Киеву кивали головой и хлопали. Скептики просили доказательств, но их уже по привычке так и не представили. Глава Ассамблеи подвела итог: ПАСЕ — это место для таких, как Савченко.

"Такие люди должны сидеть в ПАСЕ, а не в тюрьме", — подчеркнула Анн Брассер, президент ПАСЕ.

Результат голосования: 160 — за, 42 — против. Российская делегация демонстративно покинула зал. До конца этого года парламентарии решили прекратить работу в ПАСЕ.

В следующем году Россия рассмотрит вопрос об окончательном выходе из Совета Европы. Это значит, что организация потеряет одного из крупнейших спонсоров и лишится 25 миллионов евро ежегодных взносов.

После того как консультативный орган Совета Европы принял показательное решение против России, многие ожидали, что экстренное заседание совета министров иностранных дел стран ЕС пройдет в том же ключе. В самых жестких формулировках предлагались новые экономические ограничения. Но санкционная машина дала сбой. Противников становится больше, их аргументы все труднее игнорировать.

Перед началом встречи Кипр выразил письменный протест, обвинив Брюссель в нежелании слушать голоса противников санкций — на утверждение проекта заявления дали всего три часа — слишком мало времени, что ознакомиться и представить свои поправки.

Тяжеловесы европейской экономики — Франция и Германия — тоже против новых мер. В их ряду также Венгрия, Чехия, Италия и Австрия.

"Я очень скептически отношусь к новым экономическим санкциям. Я считаю, что целенаправленные меры в отношении конкретных людей, которые несут ответственность за то, что происходит на востоке Украины, были бы лучше", — сказал Себастьян Курц, министр иностранных дел Австрии.

Сторонников жестких мер больше всех волновала Греция. Афины заявили: санкции не приносят результатов. В ответ британцы пригрозили использовать право вето, если текст заявления смягчат и не внесут туда строку о необходимости новых ограничений против России.

"Греческая делегация ясно объяснила, что эта фраза должна быть исключена, в противном случае мы не сможет двигаться вперед. Текст не предусматривает новых санкций против России. Предусматривается лишь продление санкций, которые уже действуют", — заявил Никос Коциас, министр иностранных дел Греции.

Грецию тут же обвинили в пророссийских настроениях и шантаже Европы. Ангела Меркель заявила: долги Афинам не спишут. Решить вопрос предложили с "тройкой" европейских кредиторов — ЕС, Европейским банком и МВФ. Но встреча закончилась ссорой. Греческий министр финансов назвал их "непонятным трехсторонним комитетом", проводящим антиевропейскую политику. Очевидно, что перед февральским саммитом глав европейских государств раскол внутри Европы только усилится.