Назван лучший врач года среди сотрудников МЧС

949

14.11.2014 г.

В МЧС определились с кандидатурой лучшего врача этого года среди сотрудников ведомства. Почётное звание заслужил реаниматолог Александр Попов. Он выносил детей из захваченной боевиками школы в Беслане, спасал людей из-под завалов домов после землетрясения в Китае, сумел сохранить жизнь мальчику, у которого было обожжено почти 90 процентов тела. Награду Попову вручат 4 декабря в Москве — на церемонии подведения итогов всероссийского фестиваля "Созвездие мужества".

Сентябрь 2004. Беслан. За 12 лет работы в отряде Цетроспас МЧС России, для врача-реаниматолога Александра Попова эти были самые трудные дни. Рискуя собственной жизнью, из заминированного боевиками спорт зала, он вынес на руках 16 детей. Потеряв при этом там двух своих товарищей-медиков.

"Прорабатывался вопрос обмена детей на взрослых, и мы готовы были пойти. Мы знали что будет. У стенки стоишь и тебе разделяют 15 метров до спортзала и учительской и эти 15 надо пробежать, и ты видишь детей в подвале, но они не могут выбраться. Они не просто не могут выйти, а потому что сзади стоят с оружием. Но идти то надо, а дома семья, дети, мама, папа. У нас же тоже семьи есть. Три раза я чувствовал, что в прицел попадал, они пускали нас, а потом начиналась охота", – вспоминает Александр Попов, врач-анестезиолог, реаниматолог медицинской службы отряда Центроспас МЧС России.

Именно после трагедии Беслана, когда потребовалась массовая транспортировка, и пострадавших пришлось перевозить в необорудованных для этого транспортных самолетах, в МЧС приступили к созданию специальные медицинские модулей. Александр Попов, был один из тех, кто сделал первые эскизы, а потом испытывал оборудование на себе.

Сейчас выпущено уже пятое поколение отечественного ноу-хау, которое позволяет перевозить больных даже в очень тяжелом состоянии. При этом воздушный госпиталь может отправиться на помощь в любую точку планеты. Больной во время взлета и посадки жестко фиксируется по авиационным правилам. Здесь находится спинальная доска черного цвета – для взрослых, желтая для детей. Внизу кассета. Каждая забита кислородом из расчета на 8 часов. То есть на модуле 16. Тут аппарат искусственной вентиляции легких, и мониторы, контролирующие ритм сердца и другие приборы жизнеобеспечения. Инженерам нужно было решить важную немедицинскую проблему, как использовать их в самолете во время взлета и посадки, когда даже мобильные телефон может влиять на работу навигационного оборудования. И проблема эта была успешно решена.

Аэрогоспиталь МЧС сейчас способен выполнять задачи высшего пилотажа – перевозить в специальных кувезах недоношенных младенцев, и, если понадобится, взять на борт больных вирусом Эбола. Два специальных изолированных модуля уже готовы. Только за этот год врачи отряда выполнили полсотни рейсов. О важности каждого говорит сухая статистика.

"Когда была трагедия в Перми, у нас был самолет укомплектован на 20 пострадавших, мы на нем эвакуировали 49 крайне тяжелых больных за первые 3 рейса. На борту погиб 1 человек, в дальнейшем погибло 3 человека. И из 49 пострадавших было возвращено в строй 45. В принципе, если бы мы оставили их в Перми погибли бы все, и не потому что в Перми плохо лечат, а нет такого ресурса оказания специализированой помощи одномоментно сразу", – рассказывает Александр Попов.

Его веселый детский колпак помнят сотни пациентов, которых Александр вытащил с того света. И китаянка, которая 6 дней пробыла под завалами дома после землетрясения, и мальчик из Чеченской республики, его детская шалость привела на больничную койку. Врачи делали неутешительные прогнозы — ожог тела был смертельно большим – составлял почти 90 процентов, но мальчик выжил. Его колпачок словно амулет. Александр берет его в каждую командировку, после того как удачно перевез пострадавших детей из Ставропольского края, где во дворе жилого дома во время предсвадебных хлопот, взорвался баллон бытового газа.

Пакистан, 2008 год. На помощь пострадавшим от мощного землетрясения отправлен мобильный госпиталь. Здесь наши медики впервые в мире в полевых условиях применили плазмаферез (очистку крови от токсинов). Это спасло пациента от ампутации ног. Дипломаты потом скажут – миссия медиков за несколько дней, достигла больших результатов, чем они смогли добиться за несколько лет работы.

И еще несколько уникальных кадров. Боевые действия в Южной Осетии. Из тела солдата врачи достают неразорвавшуюся мину. Пожалуй, лучшая иллюстрация его опасной профессии. Как и сапер, врач-реаниматолог МЧС ни имеет права на ошибку. Потому что, как никто другой, знает ее цену.

Александр Лукьянов