В этом году исполняется 70 лет воздушной трассе «Аляска-Сибирь»

1367

03.05.2012 г.

  По ней во время Второй мировой войны перегоняли самолеты из США в Советский Союз. В рамках мероприятий, посвященных 70-летию АлСиба, в Якутию приехала делегация ветеранов авиации США. Для того чтобы перегонять самолеты из Аляски в Сибирь, было изучено несколько различных маршрутов. В результате выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Так появилась перегоночная авиатрасса, так называемый Алсиб. И. Негенбля: «За годы войны по этой трассе было доставлено в советский союз около 8 тысяч боевых и транспортных самолетов. Они большую роль сыграли в первой половине войны, когда авиационная промышленность была недостаточно настроена на военный лад». На строительство аэропортов, и метеостанций были брошены все силы. Инфраструктура создавалась в рекордно короткие сроки. В одной только Якутии их было построено около 10-ти. Валентина Меньшикова с начала работы авиатрассы Алсиб метеорологом работала в аэропорту Алдана, в военные годы он был хоть и запасным, но играл важную роль. Ведь на юге трассы он был единственным. В. Меньшикова: «У нас там было 2 вынужденные кобры, а в основном тем, кто возвращался с Красноярска на дозаправку, один самолет улетел и не вернулся вот нас тогда задолбали». Несмотря на то, что трасса Аляска Сибирь находилась в тылу, перегоняя самолеты, погибло большое количество летчиков. За время действия авиатрассы более 40 самолетов потерпели крушение, погибло 113 человек летного состава. В память об этих событиях в Якутске еще в 2003 году был установлен макет истребителя аэрокобры. «Вторая мировая война стала точкой отсчета освоения воздушного пространства Якутии. Именно в 1942 году для доставки самолетов из США в Советский союз по воздуху и появилась авиатрасса Аляска – Сибирь. В кратчайшие сроки в Якутии были построены десятки аэродромов, которые и по сей день используются гражданской авиацией». А. Шестакова, А. Князев.