Минтранс Якутии опубликовал официальный комментарий по строительству Ленского моста

66

Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Владимир Сивцев дал официальный комментарий по строительству Ленского моста.

"Депутат Государственной Думы Сардана Авксентьева разместила пост о строительстве Ленского моста, основываясь на информации, возможно, кем-то искаженной на заседании комитета Госсобрания Ил Тумэн. Она, к сожалению, не присутствовала там, хотя могла бы получить ответы на свои вопросы, ведь для этого и существует данная площадка. 

В указанном посте информация не соответствует действительности, все смешано в кучу: цифры, годы реализации, источники, отрасли. Обо всем по порядку: 

1. Вопрос с земельными участками
В публикации был сделан акцент на некие махинации, по которым ранее были разъяснения в открытых источниках. Эти участки были выделены ещё в 2013–2014 годах, и решения, принятые по ним, никак не связаны с мостом, так как в то время реализация проекта была прекращена. Важно также отметить, что речь идет о правомерности перевода земель с одной категории в другую, а не о самом факте собственности тех или иных участков, подпадающих в зону строительства. 
Сегодня работа с собственниками ведётся в строгом соответствии с законодательством и утверждённой проектно-сметной документацией. Стоимость определяется на основании рыночной оценки. Уже подписаны первые соглашения о выкупе, часть собственников получила выплаты. 

2. Стоимость проекта
Она утверждена Главгосэкспертизой и составляет 130,1 млрд рублей в ценах 3 квартала 2022 года. Цифра в 174 млрд рублей, озвученная на заседании, отражает прогнозные цены реализации проекта до 2028 года в соответствии с индексом-дефлятором, установленным Минэкономразвития РФ, и закреплена в распоряжении Правительства РФ №768-р от 31.03.2025 ("Федеральная дорожная шестилетка"). Эти данные публичные, они доступны каждому. 

3. Финансирование
Федеральное софинансирование предусмотрено на весь период реализации до 2028 года и отражено в законе о бюджете, который принимается ГосДумой. Он также имеется в свободном доступе. 
В первые годы объёмы меньше, но основное финансирование приходится на последующие этапы — это стандартная практика для крупных инфраструктурных проектов. 
В начале 2025 года выделены первые федеральные средства в размере 1,3 млрд рублей. Кроме того, до конца текущего ожидается еще не менее 1,3 млрд рублей опережающего федерального финансирования. 
Коммерческим партнёром выступает один из самых надежных банков страны — ПАО Сбербанк. Сбером уже направлено в проект более 4 млрд рублей. Контроль за средствами осуществляет казначейство.
Со стороны республики в текущем году на проект направлено 4,2 млрд рублей или чуть более 1% от общей суммы годового бюджета. Также привлекаются казначейские инфраструктурные кредиты (4,8 млрд рублей) на 15 лет под 3% годовых. Но они еще не привлечены, соответственно, расходы на платежи по данному льготному кредиту еще не учтены в бюджете.
Таким образом, связывать с мостом "упадки" по отдельным направлениям некорректно, социальные обязательства государства выполняются. Затрат еще не было, а уже идут обвинения "в концентрации всех ресурсов на одном проекте". Доля участия республики в проекте составляет всего около 16%.

4. Ход строительства
Работы выполняются в соответствии с графиком. На площадках виден прогресс: ведутся буровые работы, сборка и монтаж коффердамов, устройство фундаментов опор. Видеоматериалы, представленные на заседании комитета Ил Тумэна, подтвердили высокую динамику строительства и были с воодушевлением поддержаны присутствующими.

В заключение скажу, что Ленский мост — уникальный проект, реализуемый в условиях вечной мерзлоты. Вся информация по нему открыта и публикуется в официальных источниках. Считаем необходимым основываться на достоверных данных и не искажать факты. А от депутатов ГосДумы мы ждём содействия в работе с федеральным центром в части опережающего финансирования из бюджета столь нужного объекта, чтобы завоз топлива и продуктов питания осуществлялся круглогодично, а жители республики могли передвигаться без риска для жизни и очередей".