Воздушная трасса "Аляска - Сибирь". В годы войны в Якутии в рекордные сроки были построены свыше 10 аэродромов
Главное
-
24 апреля в 16:27Воздушная трасса "Аляска - Сибирь". В годы войны в Якутии в рекордные сроки были построены свыше 10 аэродромов
-
24 апреля в 16:04Открыть своё дело. Социальные координаторы фонда "Защитники Отечества" помогают ветеранам СВО в реализации бизнес-идей
-
24 апреля в 13:07Духовой оркестр Высшей школы музыки Якутии вышел в финал Всероссийского фестиваля
-
24 апреля в 12:52Волонтеры Якутии оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны и участникам СВО
Эта эскадрилья военных американских истребителей преодолевает один из самых сложных участков воздушной трассы. Высокие горы хребта Черского часто непредсказуемы. Туманы, сильные ветра, дефицит кислорода - нередко были причинами инцидентов и даже катастроф.
"Детали разбившихся американских самолётов до сих пор находят на просторах якутской тайги. Например, это фрагмент панели приборов", - Дмитрий Аполлонов, корреспондент.
Такие артефакты воздушной перегоночной трассы "Аляска-Сибирь" сегодня можно встретить во многих музеях.
"Горные хребты Черского. Температурные условия – 50, -60 градусов. Поэтому в первый год американские самолёты еще не были адаптированы под наши условия", - рассказал Михаил Васильев, советник председателя ЯРПО "Общероссийский профсоюз авиационных работников".
Долгие годы эта трасса была засекречена. Ведь по ней в годы Великой Отечественной войны из Аляски, через Чукотку, Якутию и Красноярск поставлялись на фронт американские истребители и бомбардировщики. Длина маршрута 6500 километров. И на всем протяжении практически ни одного аэродрома. В итоге уже через год в Якутии было построено 5 основных аэропортов и ещё около десятка запасных. Например, Зырянка.
"Ночь. Минус 40. Зырянка аэродром небольшой. Пошли людей пригласили, объяснили, люди пришли с дровами, железные печи топили под самолётами. Укрывали рыбацкими брезентами, нужно было их согреть", - рассказала Александра Кулагина, хранительница музея авиации Якутии.
Центром перегоночной трассы стал город Якутск. Его выбрали не случайно, здесь еще до войны действовали гидро и грунтовые аэродромы. В итоге в районе авиагруппы разместились штаб трассы, четвертый авиаполк и авиадивизия.
"Это были не просто аэродромы, которые строят в прифронтовой полосе, просто полосу сделали и всё. Нет, это серьезные логистические центры были. Соответственно, появляются новые посёлки, то есть это фантастический, огромный проект. Вот эта экономическая сторона – на самом деле не осмыслена и не изучена", - сказал Павел Филин, старший научный сотрудник Центра арктических исследований (Санкт-Петербург).
Некоторые построенные во время войны объекты "Алсиба" сохранились до наших дней. Это здание аэропорта Оймякон, а напротив стоят бараки, в которых жили специалисты и ночевали летчики. В алданском Учуре двухэтажное здание аэропорта недавно получило статус объекта с признаками культурного наследия, к нему же отнесли и этот штаб трассы в Якутске. Проект американских архитекторов в народе прозвали "теремок".
"Это было связано непосредственно с тем восприятием России американскими архитекторами. Что такое Россия? Это русская культура, русская зима, это сказка "Морозко" и картины известного художника Васнецова. И это очень похоже на что-то такое сказочное", - говорит Александр Дьяконов, ответственный секретарь ЯРО "Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры".
Самолеты американцы давали по ленд-лизу, то есть в долг. Каждый экземпляр передавался строго по акту приёмки. Окончательно Россия смогла за них рассчитаться только в 2006 году.
"Каждый специалист самолёт принимал только свою часть. Приборная доска, радиосвязь. Если были какие-то неполадки, то отказывали в приёме. Это специалисты были наши, советские, не американские. Им это не нравилось", - рассказала Александра Кулагина, хранительница музея авиации Якутии.
Всего за время работы воздушной трассы из США на фронт было доставлено свыше восьми тысяч самолетов. К сожалению, 80 машин было потеряно, при этом погибло 115 человек. К слову, американцы на своей территории разбили 133 самолёта.
"На этой аллее установлено 8 плит с именами 113 летчиков. Они погибли на трассе во время перегона самолетов. Здесь же в восьмидесятые покоился прах разбившегося перед Жатаем бомбардировщика", - Дмитрий Аполлонов, корреспондент.
Останки этого экипажа в 1986 году случайно обнаружил подросток Сергей Спиридонов. Он удочкой зацепил обломок с надписями по-английски. Пропавшие пилоты здесь пролежали 43 года, после чего с почестями были временно похоронены на площади перед Домом культуры имени Гагарина. Свой полёт они не смогли завершить, но также как и тысячи военных летчиков внесли большой вклад в дело Победы и развитие авиации Якутии.
"Благодаря этому у нас в Якутии появилась инфраструктура аэропортов и аэродромов. И многие те авиаторы, которые и летали, и обслуживали, они остались дальше работать в Якутии", - рассказал Евгений Тарасов, аудитор отдела качества АО "Авиакомпания "Якутия".
Современный аэропорт Якутск, небольшие Олекминск, Зырянка, Алдан и другие – сегодня бесценное наследство трассы "Аляска-Сибирь". Все они внесли свою лепту в общую Победу и достойны высоких наград. Именно с таким предложением сегодня выступают историки и исследователи трассы, которая до сих пор хранит еще много тайн.