Эксперт: Северный морской путь — ключевой фактор экономического развития Арктики

Главное
-
31 марта в 07:08В Якутске за минувшие выходные дни в ДТП пострадали 3 человека
-
31 марта в 06:35В Якутии продолжается работа по содействию в санаторно-курортном лечении родителей участников СВО
-
31 марта в 06:04МФЦ Якутии: С 1 апреля 2025 года прекращается работа горячей линии бесплатной юридической помощи
-
31 марта в 05:25"Быть, а не казаться". Якутян приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе
Развитие логистики и промышленности в Арктике откроет новые горизонты транспортной доступности, устранит инфраструктурные барьеры, расширит экспортные возможности, позволит реализовать энергетические проекты и, в конечном итоге, улучшит качество жизни за полярным кругом.
Такое мнение в беседе с представителями Ленского клуба высказал Сергей Никоноров, директор Центра экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В рамках Международного арктического форума, который проходит в Мурманске, одной из ключевых тем стала оценка перспектив влияния Северного морского пути на прибрежные территории.
Сергей Никоноров, заместитель председателя правительства Российской Федерации, отметил, что эта территория открывает кратчайший путь к Северному морскому пути для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, Заполярье привлекает внимание благодаря своему научному потенциалу, который позволяет проводить международные исследования, экологическим богатствам, способствующим развитию туризма, а также богатым природным ресурсам.
"В Арктической зоне Якутии расположены крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, угля, ископаемой мамонтовой кости, – отмечает директор Центра экономических проблем развития Арктики. – Однако освоение Арктической зоны Якутии мешают экстремальные климатические условия, труднодоступность и отсутствие круглогодичной наземной транспортной системы".
Заметную роль в решении этой проблемы может сыграть промышленность, добавляет Сергей Никоноров. Яркие подтверждения на территории Якутии уже есть. Он напомнил, что создание Западного транспортного узла было обусловлено развитием алмазодобычи в городе Мирный.
"Для транспортировки грузов в арктической зоне Якутии важно развитие Северного морского пути, которое связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Таким образом, добывающая промышленность влияет на транспорт в регионе. Объемы добычи полезных ископаемых и география месторождений, вопросы доставки оборудования и вспомогательных материалов для добычи ресурсов определяют развитие транспортной инфраструктуры", – считает эксперт.
О необходимости использования СМП для развития арктических территорий в ходе Международного арктического форума говорил и глава Якутии Айсен Николаев. По его мнению, торговый путь должен связать удаленные участки через усиление грузового и ледокольного флотов.
"Эффективность экономической модели Северного морского пути будет способствовать развитию арктических прибрежных территорий только в том случае, если мы будем повышать меридианальную связанность и мультимодальную эффективность. Только тогда мы получим синергический эффект. Иначе это будет просто линия, по которой будут ходить иностранные караваны, а мы будем наблюдать за этим как зрители", – подчеркнул Глава Якутии.
Сергей Никоноров согласен с позицией Айсена Николаева. Он уверен, что взаимодополняющее развитие промышленности и логистики на арктических территориях Якутии приведет к повышению транспортной доступности, устранит ряд инфраструктурных ограничений, диверсифицируют экспортные направления, в том числе для поставщиков энергоносителей.
"Развитие судоходства в рамках Северного морского пути напрямую связано с реализацией энергетических проектов. Например, порт "Сабетта" является ключевым транспортным узлом для двух крупнейших энергетических проектов — "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ-2", – констатирует Сергей Никоноров. – А модернизация и развитие арктической транспортной системы, включая развитие ледокольного флота нового поколения, обеспечивает всестороннее развитие российского сектора Арктики, повышает транзитный потенциал России, а также способствует улучшению условий жизни коренных, малочисленных народов Севера".