Охотники, оленеводы и золотодобытчики. Якутский батальон ВДВ выполняет боевые задачи в зоне специальной военной операции

249

"Вот, написал, о своей малой Родине. Скучаю. Чтобы знали, есть такой улус в Якутии. Чтобы знали все, что с таких далеких краев защитники Родины есть", - демонстрирует надпись военнослужащий якутского батальона ВДВ.

От родного поселка Чокурдах до райцентра 4 с лишним тысячи километров. Поселок немаленький, 3 тысячи человек. На фронт по мобилизации ушли 15. Здесь он наводчик, позывной Берёза, а там у себя в якутской глубинке — чиновник, в Аллаиховском улусе за общину отвечает.

"Ветеран боевых действий, служил в Чечне. Сейчас работаю главой общины, кочевой-родовой общины, представитель малочисленных коренных народов Севера, по национальности эвен. Занимаемся рыболовством, оленеводством. Второй раз пришли за Отчизну повоевать. Нормальное такое дело", - говорит военнослужащий якутского батальона ВДВ с позывным Берёза.

Ехать снова воевать его отговаривали, обещали бронь, как представителю малочисленного народа. Отказался. Дома остались жена, 4 дочери и стадо оленей -1200 голов.

"Такое время, апрель, у нас зимник. По зимнику у нас в основном все завозится. Переживаю за свою общину, как руководитель общины", - делится военнослужащий с позывным Берёза.

По привычке пробовал охотится и здесь, и на берегах Днепра. Получилось, но не интересно. Зверь перестал боятся людей, сам буквально в руки идёт. В якутском батальоне охотники, оленеводы, золотодобытчики, промысловики и геологи. Национальный нож, как связь с домом — всегда под рукой. 

"Что в нем такого особенного? Это как святыня, получается. Он как оберег идет для якутов", - рассказывают военнослужащие якутского батальона ВДВ.

Батальон сформировали из мобилизованных, усилили тем самым действующую часть ВДВ, которая в СВО с первых дней. Наряду с десантной тематикой, в батальоне почитают и свою — национальную.

"Ты на гражданке как нож использовал? На охоте. На сохатого и на косулю. Но здесь не охота. Удобно с ним? Да, конечно, Пригодится", - отвечает военнослужащий якутского батальона.

Получается два ножа - боевой армейский и свой якутский. Со своим привычнее.

Саха Боотур, якутский богатырь. Такой теперь шеврон у бойцов этого батальона. Якутские богатыри сейчас прикрывают танкоопасные направления под Энергодаром.

"Полоса обороны — нормальная. Боевые порядки подготовлены. Готовы к выполнению боевой задачи. Какое время реагирования? Моментальное", - говорит командир подразделения ВДВ ВС РФ.

По команде весь личный состав поднимается и готов выполнять задачу. К непростым условиям окопной жизни, люди привычные. То, что для городских жителей порой экстрим или шок, для бойцов якутского батальона - ничего особенного. Хотя и им не всё местное по душе.

"Как зима тебе местная? Что сказать, снега нет. Ветренно и влажность. У нас-то сухо там, в Якутии", - рассказывает военнослужащий якутского батальона.

Батальонный повар Александр на гражданке бил зверя. Выслеживать, загонять, а потом грамотно разделывать и готовить умеет с малолетства.

"На лося ходил, на медведя ходил. Готовили? Конечно готовил. Опыт имеется", - говорит военнослужащий якутского батальона ВДВ.

А вот готовить в армии и по-армейски учился с нуля. Полтора месяца.  В армии питание нормировано, чётко прописано чего и сколько полагается бойцу в сутки. 

"Тут больше не готовка, а математика. Даётся 18,8 гр тушенки. Это вместо яиц. А так, суточная норма тушенки на человека — 60 гр.", - сказал повар батальона Александр.

Бойцы едят, не жалуются. Люди неприхотливые и выносливые. Вот только из дома посылки всё больше идут очень специальные.

"Оленина там, жеребятина, и рыба приготовленная уже. Они в вакуумной упаковке. В замороженном виде. По крайней мере, доезжает. Быстро уходит еда? Конечно!", - объясняет военнослужащий якутского батальона.

Батальон, хотя и сплошь из мобилизованных — офицеры кадровые. И особенности новоиспеченных десантников оценить успели.

"Особенность якутов в том, что они очень сплочённые. Как бы тяжело не было, как бы плохо не было, они друг друга не бросят никогда. Они друг за друга", - рассказывает командир подразделения ВДВ ВС РФ.

Здесь на передовой полезны оказались и другие национальные черты. Охота у якутов в крови, зверя бьют точно в глаз, чтобы шкурку не испортить. А ещё — огромный плюс — якутский язык. Послушать переговоры противник если повезёт, сможет, а вот понять, вряд ли.

"По рации по-якутски общаемся, проще команды подавать на якутском. Никто не понимает, а мы друг друга понимаем. Тоже удобно", - военнослужащий с позывным Берёза.

На запорожском участке фронта пока без перемен.

Антон Степаненко, Валерий Винокуров, южный сектор СВО.