До 200 тонн топлива в день. В заполярных районах Якутии разгар северного завоза

59

На севере Якутии в разгаре завоз по автозимникам. Традиционно большие объёмы у энергетиков. До распутицы им необходимо успеть доставить в отдаленные посёлки топливо для электростанций. Задача сложная, поэтому "Сахаэнерго" ведет работу по снижению потребления углеводородов. Подробности в материале Владимира Ермакова.

Эта ледовая трасса проходит по руслу самой холодной реки Индигирка. Дорога соединяет сразу три арктических района с большой землей. Места красивые, но при этом очень опасные.

"По сравнению с грунтовой дорогой это большая разница. Тут и пустоты, и заметает, когда ветры бывают. Всё, приходится пройти", - рассказал Максим Слепцов, водитель Момского района электрических сетей.

Сейчас разгар северного завоза, поэтому иногда попадаются встречные машины. Хоть какая-то надежда на помощь. А она нужна часто.

Сегодня водитель бензовоза привез в село Кулун-Елбют дизельное топливо для электростанции и прицеп энерголеса. Позади всего 58 километров, но дорога заняла пол дня. Объёмы завоза решили снижать, поэтому недавно построили новую станцию. Гибридную, с солнечными панелями. Днём двигатели практически не заводятся.

"Очень нравится. Расход топлива уменьшился в разы", - сказал Илья Слепцов, мастер электростанции села Кулун-Елбют.

Таких объектов в Момском районе Якутии уже четыре. Все они благополучно пережили первую зиму. Большую надежду энергетики возлагают на это огромное поле с солнечными панелями. Оно вырабатывает энергию для потребителей районного центра - села Хонуу.

"1200 панелей ежесекундно преобразуют энергию Солнца в электричество. Их мощность больше одного мегаватта. Это самая крупная станция в Заполярье", - Владимир Ермаков, корреспондент.

Сейчас специалисты внимательно наблюдают за работой новых энергообъектов. И самое главное - подсчитывают, насколько уменьшится объём завоза топлива следующей зимой.

"Этот год пилотный и уже по его окончанию будет конкретно видно. Насколько станция себя оправдала с затратами на топливо и материально-технических ресурсов", - сообщил Игорь Лужкин, начальник Момского района электрических сетей АО "Сахаэнерго".

По предварительным расчетам экономия может составить около 25 процентов. А это почти сорок бензовозов. На районном нефтескладе, где принимают и хранят топливо для всех предприятий, знают цену каждой такой машины. И уже традиционно с приближением весны переживают за выполнение графика завоза.

"Каждый день мы должны 190 тонн принимать, это девять машин. Но последние три дня у нас в среднем 3-5 машин. Из-за наледей", - рассказал Пантелеймон Ефимов, заместитель директора филиала Белогорской нефтебазы нефтесклад в селе Хонуу.

Как только наледи ликвидируют водители снова продолжат путь. Каждому нужно успеть выполнить по несколько дальних рейсов. Чтобы до следующей зимы в домах жителей заполярья было тепло и светло.