Что ни горстка блестящих камней, то целое состояние

634

28.11.2017 г.

Коллектив из двенадцати обычных мирнинских женщин целыми днями сортирует миллионы долларов. Традиционно для этого используют кастрюли и миски. В них подбираются алмазы одного размера - от самых мелких, всего в полмиллиметра, до настоящих гигантов в несколько десятков карат. Которые хоть и редко, но попадаются. Это центр сортировки алмазов в городе Мирный, куда доставляются камни, добытые на всех якутских месторождениях. Минералы каждого отличаются своим характером: формами, яркостью цвета, прозрачностью. О. Попов: «Действительно уникальное - это месторождение, находящееся на севере Якутии, с Анабарского щита. Там алмазы немного округлой формы и яркого, насыщенного цвета - коричневатые и желтоватые алмазы». Но все же главная ценность в алмазе - отсутствие вкраплений, сколов и трещин. И если в первом случае в ответе природа, то механические дефекты могут возникнуть в процессе его извлечения.

Внутри этой семиметровой мельницы, дробится добытая на месторождении алмазная руда. В процессе обогащения она делится на мельчайшие частицы. Задача работников фабрики - в тысячах тонн породы не потерять и не повредить ни один минерал.
Стендап: После обогащения порода попадает в сепараторную, где из нее и извлекают алмазы. Для этого здесь установлены тринадцать мощных агрегатов, каждый из которых перерабатывает до 60 тонн горной массы в час. Эти установки по своей сути являются обычным рентгеном. Их разработали в Мирном еще в середине шестидесятых. Они используются для того, чтобы находить и отсекать из потока руды алмазы размером больше шести миллиметров. Долгие годы считалось, что эти приборы считывают каждый алмаз: драгоценный минерал, в отличие от породы, светится в рентгеновских лучах. Но последние исследования перевернули научные представления. И. Зырянов: «Оказалось, что по разным месторождениям от 1,5 до 5 процентов есть несветящиеся алмазы. Много это или мало? Вот мы шестьдесят лет добываем - в хвостах от 1,5 до 5 процентов еще алмазов. Следовательно, нам нужны технологии, которые позволяли бы извлекать из кимберлитовой породы, так называемые, несветящиеся алмазы». Только по предварительным оценкам, ежегодно потери достигали двухсот пятидесяти миллионов долларов. На разработку новой технологии у ученых Мирнинского института «Якутнипроалмаз» ушло последние три года. Сейчас установки собрали и они успешно проходят испытания сразу на трех фабриках. Новый метод основан на одновременном использовании энергии двух рентгеновских трубок. В. Яковлев: «Алмаз является физически чистым углеродом. Поэтому, применяя две энергии можно проводить анализ состава, выделять углерод и тем самым извлекать алмазы». Теперь по этим конвейерам развесочных аппаратов стали поступать и те алмазы, которые раньше ускользали от обогатителей. По словам оценщиков, новые камни такие же как все - разные по цвету, форме и еще тысячам других параметров. Которые, в отличие от машин, видят опытные сортировщики. О. Попов: «В классификаторе существует восемь тысяч позиций. То есть у эксперта достаточно сложная работа - разделить на восемь тысяч позиций».
Сорок процентов добытого минерала идёт на промышленные цели, а шестьдесят на украшения. Теперь это соотношение, благодаря новой технологии, изменится еще больше в пользу - ювелирных.