Опрос ОНФ показал неудовлетворенность населения деятельностью страховых медорганизаций
09.12.2016 г.
Исследование Народного фронта показало, что страховые медицинские организации (СМО) не предоставляют пациентам конкретных практических сведений о порядке получения медпомощи в рамках Обязательного медицинского страхования (ОМС). Пациенты же, в свою очередь, не знают об обязанностях страховых организаций по отношению к ним и поэтому крайне редко обращаются к ним за помощью. Эксперты ОНФ обратятся в Министерство здравоохранения РФ с просьбой обратить внимание на неэффективность работы страховых медицинских организаций.
Согласно данным исследования, проведенного экспертами ОНФ в октябре 2016 года путем анкетирования 1500 пациентов в 58 регионах, услугами ОМС пользуются 88% граждан. Больше всего бесплатная медицина востребована в Брянской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Липецкой, Омской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тверской и Тульской областях, Забайкальском, Камчатском, Красноярском и Пермском краях, республиках Алтай, Башкортостан, Мордовия, Тыва, Хакасия, Удмуртия и Чувашия, а также в Еврейской АО (более 90% респондентов), менее всего – в республике Марий Эл, Новосибирской области (менее 50% опрошенных).
Однако, несмотря на востребованность медуслуг в рамках ОМС, многие граждане не знают, на что они имеют право в рамках страхования. Так, исследование показало, что при оформлении полиса ОМС более половины респондентов не получили в страховой организации никакой полезной информации о бесплатной медпомощи и порядке взаимодействия с медучреждениями.
«Страховые компании должны предоставлять гражданам сведения о медорганизациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, качестве и условиях предоставления медпомощи в рамках базовой и территориальной программ, прохождении диспансеризации и профилактическог
Она добавила, что недовольными качеством работы страховых организаций в части защиты прав пациентов остались более 40% респондентов. При этом стоит отметить, что в СМО остается до 4% всего годового бюджета ОМС, а это около 50 млрд рублей, которые в том числе должны быть направлены на контроль за качеством медуслуг, получаемых гражданами.
Также в ходе исследования граждане высказали свое видение того, что должны делать страховые медорганизации. По их мнению, страховым организациям следует уведомлять пациентов о проведении диспансеризации, вакцинации, необходимости прохождения профилактическог
«Если бы страховые медицинские организации эффективно выполняли свою работу - активно помогали пациентам во взаимодействии с медучреждениями, информировали бы о том, на какие услуги они имеют право, то и качество медпомощи было бы выше. Сейчас же получается, что пациент фактически остался один на один со своими проблемами, поскольку страховые компании занимаются преимущественно выяснением отношений с медицинскими организациями. Мы просим Минздрав РФ и Фонд обязательного медицинского страхования обратить внимание на эту проблему и принять меры по урегулированию ситуации», - сказала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области, член думского комитета по охране здоровья Татьяна Соломатина.
Напомним, вопрос об эффективности деятельности страховых компаний в сфере здравоохранения был поднят на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!» в сентябре прошлого года. Тогда Елена Луцева попросила президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина проработать вопрос проверки страховых медицинских организаций и повышения государственного контроля над ними. По итогам форума глава государства дал соответствующее поручение правительству РФ.
В сентябре этого года кабинет министров отчитался о выполнении поручения президента РФ. В докладе правительства, поступившем в ОНФ, говорится, что была сформирована нормативная правовая база по осуществлению деятельности страховых медкомпаний в системе ОМС. В частности, в документе отмечается, что были конкретизированы обязанности страховых организаций по защите прав застрахованных лиц при оказании им медпомощи, по их информированию о видах, качестве и условиях предоставления медпомощи.
Однако, изучив нормы страховой медицинской деятельности по защите прав пациентов, эксперты рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» пришли к выводу, что они неприменимы на практике. В частности, законодательство
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – движение единомышленников
Пресс-служба ОНФ