Будни метеорологов

933

11.05.2016 г.

По этой тропинке метеорологи готовы добираться до площадки с приборами при любых условиях. Получать свежие данные о погоде нужно каждые три часа. Важно - не прервать многолетние наблюдения, начатые еще основателями полярной станции. М. Власкина: "В метель лицо закрыл, глаза тоже. Можно обморозить щеки. Обычно вот в этих местах обмораживаешь". Сеть полярных станций - наследство еще советского главного управления северного морского пути. С его ликвидацией число метеоточек сократилось в разы. Впрочем, потребителей информации - экипажей кораблей тоже стало меньше. Девять месяцев в году, пока в Арктике царит зима, эти краны стоят без работы. Навигация длится всего девяносто дней. За которые в порту Тикси перерабатывается минимальный объем грузов". Сегодня эксперты вновь говорят о необходимости возрождения Северного морского пути. Ледовая дорога из Азии в Европу в два раза короче, чем через Суэцкий канал. Выгода от нее очевидна и государству, и перевозчикам. В. Штыров: "Планируется, что будет отправляться оттуда, из Ямало-Ненецкого автономного округа, большого количества сжиженного газа - раз. Нефти - два. И газоконденсата - три. Общий объем составит примерно тридцать миллионов тонн грузов. Это в пять раз больше, чем мы перевезли в пиковые для Советского Союза годы - в 1987 году". Решениям политиков вторят предприниматели. Транспортные компании спешат занять свою нишу в новом коридоре. Уже на высоте уровень сервиса. Сегодня, чтобы отправить груз Северным морским путем достаточно оставить онлайн-заявку. С. Трофимов: "Северный морской путь уже открыт, про него знают. Рейсов, судов стало больше. За это время просто успевают три-четыре судна сходить. Именно с коммерческим грузом". Эти лозунги напоминают о временах, когда на полярной станции работали детский сад, котельная и магазин. От желающих трудоустроиться с материка не было отбоя. Сегодня на метео осталось пять человек. Последние романтики с неугасшей надеждой на возвращение флота и достойной жизни. А. Гуков: "Все службы, которые будут связаны с обеспечением судоходства на трассе Северного Морского пути, без Тикси конечно не обойдутся. Ремонтную базу придется строить здесь, как она и была с тридцать второго-четвертого года. Здесь система навигации". Об арктических регионах сегодня говорят на всех уровнях федеральной власти. Для их развития нужно снова строить ледоколы, создать единого оператора и главное - круглый год поддерживать Севморпуть в рабочем состоянии. Тогда и вопросы социального развития территории снизят свою остроту.