В пути тысячи тонн жизненно необходимых грузов

577

31.08.2015 г.

Арктическая навигация набирает обороты. На реку Яна уже доставлена треть от запланированного объема угля и топлива. Работу экипажей осложняют мелководье в устье Яны и затяжные штормы на море. Судам приходится неделями пережидать непогоду. Шквальный ветер до тридцати метров в секунду и волны высотой в несколько метров. В этом году моря бассейна Северного ледовитого океана неспокойны. Судам приходится неделями пережидать штормы.
"Мы стоим на якоре в относительно тихом заливе. Но уже здесь ощущается колоссальная мощь стихии. Дальше идти небезопасно, буквально в нескольких милях от нас шторм бушует еще сильнее, а многометровые волны могут смыть весь груз за борт". "Капитан Бабичев" в эту навигацию совершает второй рейс в Арктике. Ему предстоит преодолеть триста километров по морю Лаптевых от устья реки Лена до устья другой крупной сибирской реки Яна. Мощный ледокол тащит на буксире три баржи с углем, это около шести тысяч тонн. Такие ветры, 20 м/с и выше, редко бывают. День-два, а в этом году по неделям дует. Конечно, завозу сильно мешает". Но главная проблема поджидает в самом конце рейса. Секреты прохождения мелководья в месте, где Яна впадает в море Лаптевых преподают во всех морских училищах страны. Несмотря на то, что берегов не видно глубина здесь немногим больше метра. Чтобы морские суда вошли в реку, фарватер углубляют при помощи мощных земснаярдов. Борьба идет за каждый сантиметр. В этом году здесь работают сразу два земснаряда. Каждый перерабатывает по четыре тысячи кубометров грунта в час. Два с половиной километра подводной траншеи прокладывют с трудом - под илом скрывается толща вечной мерзлоты. М. Горничев: "Верхний слой снимается. А дальше идет линза мерзлая. На этих землесосах мощные насосы, которые размывают эту мерзлоту. Приходится в этих условиях осуществлять и движение флота и в это же время разработку прорези". У речников и путейцев сейчас на счету каждый день. До конца навигации осталось всего чуть больше месяца. Уже доставлено около трети необходимых объемов угля и топлива. С. Звягинцев: "Через два месяца наступит полярная ночь. И температура стабилизируется, будет в районе 40-50 градусов. А в некоторых деревнях, как Сайылык, будет 55-60. Поэтому стабильность важна для выживания в суровых климатических условиях". План завоза, несмотря на капризную арктическую погоду, удается выдержать благодаря слаженным действиям экипажей кораблей. Повар ледокола Анастасия Лобода уже больше месяца работает по 16 часов в сутки без выходных. Особенно опасно дежурить на кухне во время шторма. А.Лобода: "С ноги на ногу перекидываешься, кастрюля за тобой ходит туда-сюда. Несмотря на то, что есть ограждения специальные, по технике безопасности, но тем не менее сложно и опасно".По завершении рейса экипаж ледокола снова собирается в путь. Ему нужно доставить новую партию угля, но уже для потребителей на другой реке - Индигирке. Согласно прогнозу синоптиков в этом походе помимо высоких волн команду будет поджидать еще одна проблема - плохая видимость из-за ливневого дождя со снегом.