Определить причину. Как эксперты МЧС работают на месте пожара

Дознаватели и эксперты пожарной безопасности, подобно сыщикам, проводят кропотливую работу и устанавливают точную причину возникновения огня

90

Их работа начинается, когда ещё не погас последний уголёк. Опрос свидетелей, описание происходящего, и затем — кропотливый сбор артефактов. 

"Маленький дом, квартира — это не зависит от площади, каждый случай уникальный, и надо вникать во все аспекты, во все события, которые были до пожара", — рассказала Сардана Латышева, старший дознаватель отдела надзорной деятельности по г. Якутску.

На место группа может выезжать до пяти раз, чтобы не упустить ни одной детали. Каждый вещдок складывают в специальный пластиковый пакет, чтобы сохранить его структуру, запахи и другие особенности.

"Чуть больше суток назад здесь бушевал страшный пожар, и теперь всё превратилось в груду обломков и гору мусора. Но для специалистов это скрытый шифр, который предстоит разобрать и понять причину произошедшего", — Анна Лебединская, корреспондент.

Немым свидетелям пожара помогают заговорить в лаборатории. 90 процентов всех возгораний связано с электричеством. Именно поэтому на экспертизу в первую очередь доставляют образцы проводки. 

Меняется и структура металла. По её специфическому рисунку эксперты определяют, замкнуло проводку до или уже во время возгорания.

"Первичное короткое замыкание — это вне пожара. Если его вот так разрезать, оно будет выглядеть как дерево. А это уже вторичное короткое замыкание, где оплавления имеют равнопостные зёрна меди, короткое замыкание, которое развилось уже в ходе пожара", — отметил Анатолий Постников, начальник сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности Испытательной пожарной лаборатории по РС(Я).

Исследование доказательств может занимать до двадцати дней. Увидеть полную картину происшествия экспертам также помогает химический анализ.

Писк газоанализатора говорит о том, что образец содержит пары бензина. Иногда на месте возгорания ощущается характерный запах нефтепродуктов, который может свидетельствовать о более серьёзных причинах пожара.

"Нос человека — это является субъективным фактором, субъективной оценкой. Этот прибор является уже инструментальным методом, то есть это уже объективный параметр. И это уже может служить косвенным доказательством, что на месте пожара могли использоваться нефтепродукты для поджога", — отметил Егор Аргунов, начальник сектора судебных экспертиз Испытательной пожарной лаборатории по РС(Я).

Каждый пожар — это трагедия, за которой стоит своя история. И это ещё весьма своеобразный, порой довольно жёсткий урок на будущее, который точно не захочется повторять.