Айсен Николаев представил проект международного транспортного коридора "Мохэ – Найба" на заседании Морской коллегии РФ

В ходе заседания обсуждался комплексный проект развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора (ТТК)

51

Айсен Николаев принял участие в расширенном заседании Морской коллегии Российской Федерации под руководством помощника Президента РФ Николая Патрушева.

В ходе заседания обсуждался комплексный проект развития Арктики и Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Инициатива, которая станет документом стратегического планирования, направлена на формирование новых производственных кластеров, разработку транспортно-экономической модели и в конечном итоге на увеличение темпов экономического роста Арктики и Дальнего Востока, повышение уровня жизни населения и укрепление транспортной связанности страны.

Глава Якутии представил важнейший для решения этих задач проект – международный меридиональный транспортный коридор "Мохэ – Найба".

В своем выступлении Айсен Николаев подчеркнул, что Трансарктический коридор формируется как единая сеть, важнейшими элементами которой являются меридиональные маршруты, связывающие железнодорожные магистрали Сибири и Дальнего Востока с Арктическим побережьем. Якутия уже приступила к решению задачи по созданию одного из таких маршрутов. Он отметил, что международный меридиональный коридор "Мохэ-Найба" станет самым коротким маршрутом для грузов из Северо-Восточных провинций Китая к Арктическому побережью.

По словам Айсена Николаева, на сегодняшний день определены ключевые провинции и компании КНР, формирующие потенциальную грузовую базу проекта, идентифицированы все необходимые объекты инфраструктуры, сформирована транспортно-логистическая модель маршрута и подтверждена необходимость и эффективность создания глубоководного порта Найба как опорного узла ТТК в Восточной Арктике. Расчетный объем международных грузов, который может быть перенаправлен на коридор "Мохэ-Найба", составляет около 2 млн тонн в год. Ключевым элементом проекта станет строительство глубоководного морского порта в районе села Найба, где естественные глубины Хара-Улахской бухты (14 м) позволят принимать суда любого типа, что критически важно для работы Восточного сектора Северного морского пути, где до Владивостока нет ни одного глубоководного порта.

Глава региона также сообщил, что обеспечение безопасности на маршруте будет возложено на силы МЧС России, а в 2026-2028 годах в Тикси планируется построить комплексный объект для арктических подразделений МЧС, ФМБА и Росморречфлота.

"С учетом значительного потенциала международного транспортного коридора, на данном этапе видится целесообразным создать межведомственную рабочую группу для подготовки проекта решения Правительства России о его создании", – предложил Айсен Николаев, обращаясь к председателю Морской коллегии Николаю Патрушеву.

Инициатива Якутии получила поддержку на федеральном уровне. Заместитель главы Администрации Президента РФ Максим Орешкин, выступая на заседании, отметил комплексный характер развития ТТК и важность совершенствования координации по всем направлениям.

Представленный Якутией проект коридора "Мохэ – Найба" является важной практической составляющей масштабной государственной работы, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации и комплексное развитие Арктической зоны и Дальнего Востока.