Айсен Николаев: Оптимизация в системе образования не должна быть проведена в ущерб учебного процесса
Данная работа должна вестись с обязательным участием органов местного самоуправления и быть направлена на решение накопившихся вопросов в сфере образования
Оптимизация в системе образования не должна проводиться в ущерб учебному процессу. Об этом заявил Глава республики Айсен Николаев в ходе традиционного Послания Госсобранию (Ил Тумэн), подчеркнув необходимость выработки новой схемы расстановки и развития организаций общего образования в увязке с пространственным развитием и с учетом долгосрочных социально-демографических прогнозов.
"Безусловно, структурная оптимизация, упорядочение штатных расписаний не должны быть проведены в ущерб учебного процесса. Так, например, в обязательном порядке должны быть сохранены объемы и часы изучения родных языков. Еще раз обращаю на это внимание Министерства образования и науки", - подчеркнул Айсен Николаев.
На августовском совещании Правительству республики, Министерству образования и науки совместно с Министерством экономического развития было поручено до 1 марта 2026 года представить соответствующий план. Подчеркивается, что данная работа должна вестись с обязательным участием органов местного самоуправления и быть направлена на решение накопившихся вопросов в сфере образования, которая является крупнейшей по объему бюджетного финансирования. Конечной целью определен выход на оптимальный баланс, в первую очередь обеспечивающий качество образовательных услуг.
Глава Якутии отметил, что речь не идет о закрытии школ и детских садов. Вместе с тем необходимо отходить от решений, принимаемых исключительно в пользу сохранения рабочих мест, прежде всего в части административно-управленческого персонала. Отмечены случаи, когда в небольших школах количество заместителей руководителя значительно превышает федеральные нормативы, а в ряде районов бесконтрольно раздувались штатные расписания, включая содержание работников с оплатой труда на уровне МРОТ. Такая практика признана недопустимой.
"Работа по упорядочению штатных расписаний должна сопровождаться анализом зарплаты педагогов. Она сильно разнится при одинаковых условиях по республике. Надо разработать и внедрить справедливые нормативы для всей сферы. Главам муниципальных образований необходимо учесть единые подходы по содержанию сети учреждений образования, подписать с Правительством планы по упорядочению структуры и штатов со сроком реализации в 2026 году", - сказал Глава Якутии.
Отдельное внимание уделено развитию единой системы образования и подготовке профессиональных кадров для растущей экономики. В рамках этой работы уже достигнуты конкретные результаты: в 70 процентах школ открыты профильные классы, в том числе политехнической направленности. Ряд школ выдает выпускникам одновременно с аттестатом свидетельства о получении рабочей специальности. Такую практику предложено максимально расширять.
Продолжается системная работа по улучшению инфраструктуры образования. За последние пять лет темпы строительства превысили показатели нескольких предыдущих десятилетий. С 2020 года в республике введены 62 школы и 36 детских садов, проведен капитальный ремонт более ста объектов образования, включая учреждения в арктических районах. Более 40 тысяч детей получили возможность обучаться в более комфортных условиях.
Отмечается, что сохранение села как основы родных языков и культуры остается приоритетом, однако существующие дисбалансы вынуждают семьи с детьми переезжать в города, где уровень образовательных услуг выше. Решение этих проблем требует внедрения новых подходов, активного использования цифровых технологий и сетевых форм обучения.
Для этого в республике уже созданы необходимые условия. Все образовательные организации имеют бесплатный доступ к сети интернет, а за пять лет в рамках национального проекта "Образование" в школы поставлено свыше 11 тысяч единиц цифрового оборудования. Достигнутый уровень цифровой зрелости позволяет расширять дистанционные технологии обучения и увеличивать охват учащихся, в том числе из отдаленных районов и малокомплектных школ.