Кирилл Бычков: Ввод Ленского моста увеличит транспортную доступность Якутии почти в 4 раза
7 апреля в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная строительству моста через реку Лена. В мероприятии приняли участие первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Гаджимагомед Гусейнов и Председатель Правительства Якутии Кирилл Бычков. В ходе конференции обсудили особенности строительства объекта, а также его влияние на социально-экономическое развитие Якутии и всего Дальневосточного региона.
"Мост позволяет соединить три федеральные дороги: Колыма, Вилюй с автодорогой Лена. Он обеспечит круглогодичную автотранспортную доступность от Новосибирска до Магадана. Это существенно сокращает сегодняшний традиционный маршрут практически на 1000 километров", – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов, говоря о значимости проекта.
Он отметил, что строительство моста также позволит сократить расходы на "северный завоз" почти на 4 млрд рублей, значительно оптимизировав логистику.
Кирилл Бычков рассказал, что мост станет первым в Якутии через реку Лена и одним из крупнейших инфраструктурных проектов в мире. Его ввод повысит транспортную доступность для населения с 22% до 87%. Уникальность заключается в экстремальных климатических условиях строительства – в зоне вечной мерзлоты. Он подчеркнул, что центральный пилон моста достигнет высоты 285 метров, что сопоставимо с Эйфелевой башней. Сегодня ведутся работы на обоих берегах реки Лены. За зиму были изготовлены арматурные каркасы для буровых работ, забетонированы сваи на левом берегу, начаты работы на правом.
"Сегодня на каждом берегу работают свои бетонные заводы в зимнем исполнении. Это позволяет производить высококачественный бетон даже в суровых условиях. Такая стройка века – это прежде всего мощный драйвер для промышленности и, конечно, прежде всего для местных компаний, для местной науки, которая имеет огромный опыт строительства в таких условиях. Нет отрасли, которая не была бы затронута этим проектом", – сказал Кирилл Бычков.
Проект разработан АО "Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург" и получил положительное заключение Госэкспертизы России. В этом году строительство перейдет в основную фазу - запланировано бурение и бетонирование более 300 свай, сборка первого коффердама и устройство внутри него свай глубиной 39 метров, строительство семи опор с пролетным строением и начало работ над правобережным подходом. Как один из важных элементов проводимой работы Председатель Правительства региона обозначил безопасность в период паводка.
"Паводковая ситуация обуславливает необходимость максимального расстояния между опорами моста. Сейчас пролёты составляют 840 метров. Такое расстояние позволяет избежать затора льда и исключит риск затопления прилегающих территорий. Выбранный вариант обеспечивает минимальное изменение русла рек, а также устройство берегоукрепительных мероприятий на левом берегу для защиты населенного пункта от паводка", – рассказал Кирилл Бычков.
В свою очередь, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что проект выходит за рамки регионального.
"Стройка, безусловно, всероссийская и выходит далеко за рамки исключительно регионального проекта как по масштабам, так и по количеству задействованных ресурсов. Проектированием занимался петербургский институт Гипростроймост, кроме него сегодня такие объекты по сути больше никто не проектирует. Концессионер – Группа "ВИС", которая также работает на большей части территории России и обладает большим опытом", – отметил Гусейнов.
Общая стоимость Ленского моста составляет 131,4 млрд рублей. Из них 65 млрд рублей должны быть выделены из федерального бюджета, 26 млрд рублей — из регионального, а 41,4 млрд рублей привлечено частным партнером. На текущий момент согласно пятилетнему плану мероприятий дорожной деятельности, утвержденному Правительством РФ, предусмотрено финансирование в размере 42,8 млрд рублей. По сообщению Кирилла Бычкова, сегодня республика совместно с федеральными органами власти работает над увеличением федерального финансирования до 65 млрд рублей.
Напомним, по поручению Президента России Владимира Путина завершение строительства запланировано на 2028 год. Ленский мост — один из самых сложных инфраструктурных проектов современной России. Его реализация осуществляется под контролем Президента РФ, Правительства страны, Правительства Якутии, Группы "ВИС", Сбера и РОСДОРНИИ.