Эксперты профильного комитета Ил Тумэна раскритиковали проект федерального закона о развитии Арктической зоны РФ
{jcomments on}
04.05.2017 г.
Эксперты постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомарёвой раскритиковали проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», который должен быть «переформатирован» в законопроект об опорных зонах развития в Арктике.
«В законопроекте забыли про людей, живущих в Арктике», «В документе не определена государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера», «В законопроекте выпал человек», «Проект закона концептуально не верен, направлен только на развитие добывающих отраслей», – отметили участники заседания, состоявшегося 3 мая 2017 года в парламенте Якутии.
Вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Виктор Губарев и председатель профильного парламентского комитета Елена Голомарёва напомнили участникам заседания, что концепция законопроекта о развитии Арктической зоны РФ была обсуждена в июне 2015 года в Якутске на совместном заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации с главами регионов и председателями законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, входящих в Арктическую зону России, а также с членами Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». В ходе мероприятия с участием спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко было принято решение о необходимости принятия комплексного федерального закона об Арктической зоне РФ, учитывающего всю специфику арктической зоны и предусматривающего механизмы для обеспечения её комплексного развития, чтобы обеспечить геополитические интересы России в Арктике. Более детально концепция законопроекта «Об Арктической зоне Российской Федерации» разрабатывалась в Совете Федерации экспертным советом по Арктике и Антарктике Совета Федерации под руководством сенатора от Якутии Вячеслава Штырова. Парламентом Якутии были направлены соответствующие поправки и предложения в проект закона.
Елена Голомарёва напомнила, что при активном лоббировании представителей Якутии в проект федерального закона была включена специальная глава, которая регулировала государственную политику в области поддержки коренных малочисленных народов Севера, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Арктики. Однако в рассмотренном на заседании экспертов проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» такой главы не оказалось. Разработчики законопроекта из Минэкономразвития России предлагают развивать Арктику через систему «опорных зон развития» – совершенно нового инструментария, который в законопроекте определён как «комплексный проект, включающий в себя мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Артике, предусматривающий скоординированное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнёрства».
Всего планируется создать восемь опорных зон: в Якутии, на Чукотке, на Таймыре Красноярского края, на Ямале, в Ненецком автономном округе, Карелии, Архангельской и Мурманской областях. Опорная зона развития на территории Якутии будет называться Северо-Восточная якутская зона и включать в себя Тикси и Зелёный мыс. Первый заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев сравнил «опорные зоны развития» Арктической зоны РФ с ТОРами – механизмами «точечного» развития, которыми были заменены постулаты о комплексном развитии дальневосточных территорий.
«В законах о ТОРах людей вообще нет, то же самое и здесь. Что такое опорные зоны? Это перечень мероприятий. Из одних мероприятий развития не будет. Мы должны были исходить из устойчивого развития Арктической зоны, а устойчивое развитие предполагает улучшение качества жизни человека. Как можно рассматривать развитие Арктики без развития северного домашнего оленеводства?! Кроме того, нельзя забывать, что Арктика – международная территория», – сказал заведующий кафедрой «Арктическое право и право стран АТР» юридического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Слепцов.
«Для развития Арктики инициаторы законопроекта хотят «вырвать» несколько точек, чтобы интенсифицировать в них индустриальное развитие. Данный законопроект концептуально не верен. Он не направлен на развитие населения, а создан только для развития добывающих отраслей, особенно углеводородного сырья. Промышленность в любом случае нанесёт экологический ущерб, а в законопроекте абсолютно не рассматриваются вопросы экологической безопасности в Арктической зоне», – высказала замечания председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, народный депутат республики II созыва Августа Марфусалова.
Научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия) Надежда Попова высказала замечания к определению понятий «Арктика», «опорная зона развития», которые употреблены в обсуждаемом проекте закона. Также представитель науки высказала замечания по поводу отсутствия упоминаний об особо охраняемых природных территориях, рекультивации нарушенных земель, развитии сельского хозяйства в Арктической зоне. Важно подчеркнуть тему сбережения населения в Арктике. Также по её мнению, наряду с национальной безопасностью, в Арктике необходимо говорить об экономической и продовольственной безопасности.
Участники заседания отметили, что экономические инструменты развития нужны, но в законе, прежде всего, необходимо позаботиться о людях, которые будут пользоваться этими инструментами. По мнению экспертов профильного комитета Ил Тумэна, главы о социальном развитии совершенно не проработаны. Так, глава 6 «Государственное регулирование в области социального развития Арктической зоны Российской Федерации» состоит всего из двух статей «Регулирование в области образования» и «Регулирование в области культуры и туризма». Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Якутии Константин Роббек сообщил, что на сайте Минэкономразвития России размещён несколько видоизменённый проект закона об Арктической зоне РФ, в котором разработчики добавили статью о развитии здравоохранения. Кроме того, омбудсмен выразил уверенность, что в законопроекте должна быть отдельная глава, регулирующая государственную политику в отношении коренных малочисленных народов Севера. Научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия) Ирина Самсонова также отметила, что проект закона «должен соотноситься с наработанной законодательной базой в отношении коренных малочисленных народов Севера». Августа Марфусалова заметила, что понятие о коренном населении Арктики не расписано даже в основных понятиях, используемых в законопроекте.
«В законопроекте выпал человек Арктики», – более конкретно выразился первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов севера Вячеслав Шадрин. Кроме того, он заметил, что не упоминаются традиционные отрасли Севера и территории традиционного природопользования. «Совершенно сырой законопроект, в котором механически соединили два проекта законов», – выразила общее мнение заведующая сектором арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Сардана Боякова.
По предложению вице-спикера Ил Тумэна Виктора Губарева принято решение создать рабочую группу, которая подготовит замечания и предложения к проекту закона. Первый заместитель председателя парламента Якутии Анатолий Добрянцев сообщил, что 25 мая состоится заседание экспертного совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации под руководством Вячеслава Штырова и предложил озвучить предложения Якутии в проект закона о развитии Арктической зоны РФ на этом заседании.
Пресс-служба Ил Тумэна