Опрос ОНФ показал неудовлетворенность населения деятельностью страховых медорганизаций

773

{jcomments on}

09.12.2016 г.

Исследование Народного фронта показало, что страховые медицинские организации (СМО) не предоставляют пациентам конкретных практических сведений о порядке получения медпомощи в рамках Обязательного медицинского страхования (ОМС). Пациенты же, в свою очередь, не знают об обязанностях страховых организаций по отношению к ним и поэтому крайне редко обращаются к ним за помощью. Эксперты ОНФ обратятся в Министерство здравоохранения РФ с просьбой обратить внимание на неэффективность работы страховых медицинских организаций.

Согласно данным исследования, проведенного экспертами ОНФ в октябре 2016 года путем анкетирования 1500 пациентов в 58 регионах, услугами ОМС пользуются 88% граждан. Больше всего бесплатная медицина востребована в Брянской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Липецкой, Омской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тверской и Тульской областях, Забайкальском, Камчатском, Красноярском и Пермском краях, республиках Алтай, Башкортостан, Мордовия, Тыва, Хакасия, Удмуртия и Чувашия, а также в Еврейской АО (более 90% респондентов), менее всего – в республике Марий Эл, Новосибирской области (менее 50% опрошенных).

Однако, несмотря на востребованность медуслуг в рамках ОМС, многие граждане не знают, на что они имеют право в рамках страхования. Так, исследование показало, что при оформлении полиса ОМС более половины респондентов не получили в страховой организации никакой полезной информации о бесплатной медпомощи и порядке взаимодействия с медучреждениями.

«Страховые компании должны предоставлять гражданам сведения о медорганизациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, качестве и условиях предоставления медпомощи в рамках базовой и территориальной программ, прохождении диспансеризации и профилактического медосмотра и др. Однако на практике этого не происходит. Исследование ОНФ показало, что более половины пациентов, неудовлетворенных качеством медпомощи, так и не обратились в страховые организации за защитой. Скорее всего, большинство из них просто не знают, что это можно делать. При этом защита прав пациентов нормативно закреплена. Но как это должно происходить, нигде не уточняется», - сказала член регионального штаба ОНФ в Тульской области, главный врач ООО «Медицинский центр «Здоровье», врач-терапевт, врач-профпатолог Елена Луцева.

Она добавила, что недовольными качеством работы страховых организаций в части защиты прав пациентов остались более 40% респондентов. При этом стоит отметить, что в СМО остается до 4% всего годового бюджета ОМС, а это около 50 млрд рублей, которые в том числе должны быть направлены на контроль за качеством медуслуг, получаемых гражданами.

Также в ходе исследования граждане высказали свое видение того, что должны делать страховые медорганизации. По их мнению, страховым организациям следует уведомлять пациентов о проведении диспансеризации, вакцинации, необходимости прохождения профилактического медосмотра, изменении контактной информации и графика работы медорганизации, порядке получения медпомощи, перечне медикаментов, бесплатно предоставляемых при госпитализации и амбулаторном посещении. Большинство опрошенных ответили, что хотели бы, чтобы их уведомляли об этих услугах с помощью смс или электронной почты.

«Если бы страховые медицинские организации эффективно выполняли свою работу - активно помогали пациентам во взаимодействии с медучреждениями, информировали бы о том, на какие услуги они имеют право, то и качество медпомощи было бы выше. Сейчас же получается, что пациент фактически остался один на один со своими проблемами, поскольку страховые компании занимаются преимущественно выяснением отношений с медицинскими организациями. Мы просим Минздрав РФ и Фонд обязательного медицинского страхования обратить внимание на эту проблему и принять меры по урегулированию ситуации», - сказала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Томской области, член думского комитета по охране здоровья Татьяна Соломатина.

Напомним, вопрос об эффективности деятельности страховых компаний в сфере здравоохранения был поднят на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!» в сентябре прошлого года. Тогда Елена Луцева попросила президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина проработать вопрос проверки страховых медицинских организаций и повышения государственного контроля над ними. По итогам форума глава государства дал соответствующее поручение правительству РФ.

В сентябре этого года кабинет министров отчитался о выполнении поручения президента РФ. В докладе правительства, поступившем в ОНФ, говорится, что была сформирована нормативная правовая база по осуществлению деятельности страховых медкомпаний в системе ОМС. В частности, в документе отмечается, что были конкретизированы обязанности страховых организаций по защите прав застрахованных лиц при оказании им медпомощи, по их информированию о видах, качестве и условиях предоставления медпомощи.

Однако, изучив нормы страховой медицинской деятельности по защите прав пациентов, эксперты рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» пришли к выводу, что они неприменимы на практике. В частности, законодательством не регламентирован порядок действий представителей СМО при выявлении нарушений в предоставлении медпомощи гражданам.

 

Общероссийский народный фронт (ОНФ) – движение единомышленников, коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения Народного фронта работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств.

 

Пресс-служба ОНФ